Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Роль закаливающих мероприятий для здоровья детей

Дата: 23 июня 2021 в 15:29, Обновлено 17 сентября 2024 в 19:14

Особого внимания в системе физкультурно-оздорови­тельных мероприятий заслуживает закаливание. Необходимо помнить, что эффективность закаливания определяется не наличием какого-то сверхмодного и нетрадиционно­го его вида, а прежде всего системой целого ряда зака­ливающих мероприятий, органически сочетаемых с распорядком дня.

Закаливание – это система медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Закаливание является существенным, самым эффективным и доступным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов организма.

Картинки по запросу закаливание

Предпочтение отдаётся естественному закали­ванию, не требующему ни особых условий, ни специаль­ной подготовки и усилий взрослых, ни детского време­ни, отнятого от игры.

 При такой организации закаливания организму в течение всего дня приходится приспосабливаться к по­стоянно меняющимся температурным воздействиям, что способствует значительной тренировке терморегуляционной системы, а значит и к  закаливающему результату.

Исходя из уровня закаленности, возраста, гигиенических навыков, опираясь на данные медицинской карты ребенка, собственные наблюде­ния воспитателя и выводы, полученные из бесед с родителями и учиты­вая принципы закаливания, проводятся  мероприятий, куда входят традиционные и нетрадицион­ные формы закаливания, исходя из возможностей и материально-технической базы дошкольного учреждения):

·                   утренний прием на свежем воздухе;

·                   облегченная одежда с учетом погоды;

·                   одежда с учетом погоды;

·                   умывание рук водой;

·                   зарядка и занятия на воздухе;

·                   пешие прогулки-походы по разработанным маршрутам, утверждённые заведующим и медсестрой УДО;

·                   полоскание рта водой;

·                   воздушные ванны;

·                   солнечные ванны;

·                   хождение босиком;

·                   сон при открытых форточках;

·                   игры с водой и др.

Медсестра оформляет рекомендации по соблюдению санитарно-гигиенических норм, по выбору оптимального температурного режима, по учёту особенностей каждого ребёнка при проведении закаливающих мероприятий.

Руководитель физического воспитания подбирает и рекомендует корригирующие, дыхательные упражнения, упражнения с элементами психогимнастики. Кроме того, существует общеизвестное положение, что система физкультурно-оздоровительных мероприятий в каждом конкретном случае создаётся в зависимости от состояния здоровья детей, условий быта.

Организм человека постоянно подвержен воздействию разнообразных природных явлений, в том числе и неблагоприятных. На нас действуют холод и жара, резкие перепады атмосферных давлений, магнитные аномалии. Обрести устойчивость к неблагоприятным природным воздействиям позволяют закаливающие тренировки.

Посредством систематического закаливания достигается определённая устойчивость организма к неблагоприятным условиям внешней среды и вырабатывается невосприимчивость к заболеваниям. Крепкое здоровье и сопротивляемость к заболеваниям определяется состоянием защитных сил организма, а последние, в свою очередь, находятся в прямой зависимости от степени закалённости всего организма и отдельных его систем, что достигается, наряду с физическими и специальными закаливающими тренировками с использованием факторов природы – воздуха, воды, солнца, холода и жары.

У незакаленного человека защитные силы организма слабы, поэтому он и подвержен заболеваниям, особенно простудно-вирусного характера.

Приступая к закаливанию при помощи природных факторов, необхо­димо знать и учитывать следующее.

Общие правила закаливания:

  1. Закаливание нужно начинать с воздушных ванн систематически с учетом индивидуальных возможностей.  
  2. В тёплые погожие дни можно подвергать тело воздействию воздуха и солнца в пределах времени, допускаемого состоянием здоровья и степенью закалённости.
  3. Полезно чаще и дольше находиться на свежем воздухе и при этом одеваться нужно так, чтобы не испытывать продолжительное время ни ощущение холода, ни избытка тепла. Головной убор - обязательно.
  4. Сон следует организовывать в не слишком мягкой постели, оставляя открытой форточку на ночь. Даже в сильные морозы ее необходимо слегка приоткрывать.
  5. Очень важно приучить себя ежедневно утром и вечером полоскать носоглотку и мыть ноги холодной водой.
  6. Ни в коем случае не злоупотреблять закаливанием. Так, при воздействии холода не допускать появления озноба и посинения кожи, при сол­нечном облучении — покраснения кожи и перегрева тела.

Основное средство предупреждения простудных заболеваний — естественные оздоровительные факторы. Целесообразное использование воздуха, солнца и воды помогает выработать у ребенка приспособительные реакции к меняющимся внешним условиям.

Закаливание воздухом

Закаливание воздухом - простейшая, наиболее доступная и легко воспринимаемая форма закаливания. Оно повышает устойчивость организма к переохлаждению, чем оберегает его от простудных заболеваний, улуч­шает функцию дыхания, обмен веществ, работу сердца и сосудов.

Такое закаливание можно проводить даже не раздеваясь, за счет дли­тельной пребывания на открытом воздухе, независимо от времени года и природных условий. Одеваться при этом нужно легко и свободно, но в соответствии с погодными условиями (чрезмерное укутывание будет препятствовать закаливанию).

Наиболее доступная и распространенная форма закаливания - воздуш­ные ванны. Воздушные ванны применяются с целью приучить детей к непосредственному соприкосновению всей поверхности тела с воздухом. При этом, кроме температуры, имеют значение влажность и движение воздуха.

Жарким летом, когда дети весь день ходят только в трусиках, особой необходимости в приеме специальных воздушных ванн нет. Весной же, когда еще нет привычки к воздуху, и в прохладные дни, которые случаются и в летнюю пору, они очень полезны.Картинки по запросу закаливание воздухом детей

Для воздушных ванн выбирают площадку, защищенную от ветра, проводить их можно на террасе, на открытом балконе. Детей раздевают догола или оставляют только короткие трусики. Вначале воздушные ванны продолжаются всего 3—4 минуты, постепенно увеличивая их продолжительность, можно довести до часа. Начинать процедуру лучше в тихую погоду при температуре воздуха не ниже 23—24°.

Во время воздушных ванн дети должны быть в движении, в прохладные дни надо подбирать более подвижные игры, в теплые — спокойные. Можно предложить ребенку какое-нибудь интересное задание: бросать и ловить мяч определенное количество раз так, чтобы он ни разу не упал, прокатить деревянный обруч до конца дорожки, обежать 2—3 раза вокруг дерева, беседки и т. п.

Принимать их лучше всего в теплые погожие дни, в защищен­ных от ветра местах, можно в движении (например, во время выполнения физических упражнений). Продолжительность процедуры дозируется cyгубо индивидуально, в зависимости от состояния здоровья и степени закалённости занимающихся, в соответствии с температурой и влажностью воздуха. Допускать ощущение холода долго не рекомендуется.

Следует помнить, что постоянное пребывание в закрытом помещении с повышенной температурой воздуха снижает способность организма противостоять простудным заболеваниям. Благоприятно воздействует на организм колебание суточной температуры. Контрастность температур воздуха надёжно закаливает организм. Легче всего при температуре ниже 16° находиться  в активном движении. В теплом помещении надо стремиться оставаться в легкой одежде.

Закаливание солнцем

Солнечные лучи являются сильным раздражителем. При их воздействии на обнаженное тело происходят определенные изменения почти всех физиологических функций: повышается температура тела, учащается и углубляется дыхание, расширяются кровеносные сосуды, усиливается потоотделение, активизируется обмен веществ.Картинки по запросу закаливание солнцем детей

При правильном дозировании регулярные солнечные облучения положительно влияют на функциональное состояние нервной системы, повышают устойчивость к действию солнечной радиации, улучшают обменные процессы. Все это совершенствует деятельность внутренних органов, повышает работоспособность мышц, усиливает сопротивляемость организма к заболеваниям. Солнечные ванны оказывают на организм дошкольников общее укрепляющее действие, усиливают обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. В коже под влиянием солнечных лучей образуются вещества, богатые витамином D (противорахитическим), что улучшает усвоение солей, кальция и фосфора, особенно важных для растущего организма. Пребывание на солнце полезно еще потому, что дети привыкают переносить тепловое действие солнечных лучей и чувствуют себя бодро даже в жаркую погоду.

Но после продолжительного пребывания на солнце у некоторых детей может появиться слабость, раздражительность, иногда плохой сон. Поэтому необходимо внимательно следить за самочувствием детей как во время приема солнечной ванны, так и после нее.

Место, выбранное для приема солнечных ванн, должно быть сухое. Ребенок ложится на подстилку так, чтобы тело было освещено солнцем, а голова находилась в тени (ее можно покрыть панамой). Продолжительность процедуры вначале 4 минуты, при этом ребенок меняет положение, подставляя солнцу спину, правый и левый бок, живот. Через каждые 2—3 ванны ко времени облучения прибавляется еще по минуте для каждой стороны тела. Постепенно длительность солнечной ванны можно довести до 25—30 минут. Через 2—3 минуты по окончании солнечной ванны ребенка можно облить водой с температурой 26—28° и устроить на полчаса отдыхать в тени.

Картинки по запросу дети летом клипартЛучше всего принимать солнечные ванны в  теплые солнечные дни во время отдыха, в движении, в полутени деревьев. Подчас совершенно ошибочно судят об эффективности закаливания солнечными лучами по степени загара. Стремясь лучше загореть, многие остаются на солнце недопустимо долго, что приводит к перегреву организма, ожогам кожи и тепловым ударам. Нельзя забывать, чтo злоупотребление солнечными ваннами может вызвать серьезные нару­шения в организме, в том числе и такие, как малокровие, нарушение обмена веществ, oслабление иммунитета, а при повышенной радиационной активности солнца – даже привести к лейкемии. Вот почему, начиная принимать солнечные ванны, необходимо строго соблюдать постепенность и последовательность в наращивании дозировок облучения, учитывая при этом состояние здоровья, возраст, физическое развитие, а также климатические и радиационные условия солнцестояния, воздействующие на интенсивность солнечного облучения. При наличии существенных отклонений в состоя­нии здоровья, прежде чем начинать прием солнечных ванн, необходимо проконсультироваться у врача с целью определения индивидуального режима закаливания солнцем. Тем, кому по состоянию здоровья солнечные ванны противопоказаны, можно заменить их воздушными с частичным использованием рассеянных и отраженных солнечных лучей.

Плохое самочувствие, слабость, ухудшение сна и аппетита могут служить признаками неблагоприятного воздействия солнечного облучения на организм.

Закаливание водой

Картинки по запросу закаливаниеВоду называют эликсиром жизни. Систематические обливания и купания, особенно в холодной воде, в сочетании с интенсивными физически­ми упражнениями – мощный стимулятор бодрости и источник здоровья. Действительно, закаливание водой является общедоступным и наибо­лее эффективным средством укрепления здоровья. Даже кратковремен­ные холодные обливания действуют на центральную нервную систему (ЦНС), снимая утомляемость.Картинки по запросу закаливание

Главным достоинством закаливания водой является совершенство­вание аппарата терморегуляции, вследствие чего температура тела при самом неблагоприятном состоянии окружающей среды остается в оп­тимальных пределах, а защитные силы организма всегда находятся в «боевой готовности». Купание - прекрасное закаливающее средство. Купаться в открытых водоёмах можно начиная с двух лет. Место для купания должно быть неглубоким, ровным, с медленным течением. Прежде чем дать ребёнку возможность самостоятельно войти в воду, необходимо убедиться в том, что в данном месте нет ям, глубокой тины, коряг, острых камней. В воде вместе с ребёнком обязательно должен находиться взрослый.

При купании необходимо соблюдать правила:

  1. Не разрешается купаться натощак и раньше чем через 1-1, 5 часа после еды
  2. В воде дети должны находиться в движении
  3. При появлении озноба немедленно выйти из воды
  4. Нельзя разгорячённым окунаться в прохладную воду.

Хождение босиком

Это одно из самых древних средств закаливания. Оно оказывает обще­укрепляющее воздействие на весь организм. Ведь между подошвой и слизистой оболочкой дыхательных путей существует тесная рефлектор­ная связь. Так, при местном охлаждении ног у незакаленного человека резко понижается температура слизистой носоглотки, вследствие чего обычно появляется насморк и кашель. Обувь создает для ног постоянный комфортный микроклимат. При любом случайном охлаждении стоп чело­век рискует простудиться. Хождение босиком способствует активности термо- и механорецепторов стопы, а значит — и надежной адаптации орга­низма к местному охлаждению.Картинки по запросу дети на пляже рисунок

Хождение босиком, кроме закаливающего воздействия на организм, оказывает массирующее воздействие на стопы, на которых расположены не только терморецепторы, но и активные биологические точки, рефлекторно связанные со всеми частями и органами тела. Через стопы босохож­дение оказывает тонизирующее воздействие на весь организм.

Точечный массаж

Каждый орган имеет свое представительство (зону) на коже, куда по­сылает информацию о своем состоянии и откуда получает информацию о всех изменениях внешней среды. Таких представителей на коже тысячи. Некоторые из них являются основными, так как связаны с важнейшими регуляторами жизнедеятельности организма.

При возникновении нарушений в области кожи и регуляторов мо­гут ухудшаться защитные свойства связанного с ними участка слизис­той верхних дыхательных путей. И наоборот, при возникновении вос­палительных процессов или дегенеративных изменений в слизистой появляются нарушения в области кожи и регуляторов. Вот почему у людей с хроническими риносинуситами. тонзиллитами, отитами и другими заболеваниями лорорганов рано или поздно возникают вегетососудистые, нейроэндокринные, иммунные дисфункции, приво­дящие к тяжелым заболеваниям сердечно-сосудистой системы, желу­дочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата и др.

Для того чтобы точечный массаж не выполнялся чисто механически, необходимо создать соответствующий эмоциональный настрой. Это легко сделать, например, предложив детям игру «Скульптор». В ней, опираясь на прошлый опыт работы с пластилином, можно дать возможность ребёнку творчески подойти к процессу и почувствовать внутренний настрой созданного образа. Заниматься точечным массажем при создании образа можно только «руками любви», так как в этом случае ответственность за эмоциональное состояние полностью перекладывается на подсознание дошкольника. У него появляется доверие к создателю образа – внутреннему «Я». Данная игра является фрагментом авторского комплекса «Гиманастика маленьких волшебников», включающего в себя элементы психогимнастики в сочетании стачечным самомассажем.

Точечный самомассаж — это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения обязательных и проприцептивных точек и разветвлений нервов. Подобный массаж, оказывая возбуждающее или тормозящее влияние, при комплексном воздействии дает хорошие результаты, особенно в тех случаях, когда сочетается с «общением» со своим телом в игровой ситуации и мысленным проговариванием ласковых слов («милый», «добрый», «хороший»). Точечный массаж как элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Применяется чаще всего с целью улучшения протекания нервных процессов путём воздействия на некоторые активные точки. В основном это самомассаж активных точек на подошве и пальцах ног, некоторых точек на голове, лице и ушах, а также на пальцах рук.

Если боль ощущается от легкого надавливания пальцами, то следует массировать активную точку пальцами правой руки легко, быстро и поверхностно по центробежной спирали – от себя вправо, что оказывает тонизирующее воздействие. Если боль появляется только от сильного нажатия на точку, то нужно оказывать успокаивающее воздействие, нажимая  прямо на эту точку со средней силой большим пальцем правой руки, а затем растирать ее целенаправленно по центростремительной спирали – от себя влево.

Картинки по запросу дети делают точечный мааж

При проведении точечного массажа происходит целенаправленное надавливание на биологически активные точки. Но в отличие от лечебного применения (известного метода Шиацу), ребенок здесь не просто «работает», он играет, лепит, мнет, разглаживает свое тело, видя в нём предмет заботы, ласки, любви.

Делая массаж определенной части тела, ребенок, как в голографическом оттиске, воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он действительно творит что-то прекрасное, развивает у ребёнка позитивное ценностное отношение к собственному телу.

Основной задачей дошкольного образования является воспитание физически и психически здоровой личности. Работу необходимо вести в трех направлениях: 1)укрепление физического здоровья детей и формирование у них уверенной красивой осанки с использованием нетрадиционных форм оздоровления; 2)формирование положительных эмоций и чувств; 3)воспитание оптимистического мироощущения.

Решению поставленных задач в значительной мере способствует использование в коррекционно-педагогической и воспитательной работе с детьми нетрадиционных форм оздоровления, которые вбирают в себя элементы Хатха-йоги, дыхательной гимнастики, релаксации и положитель­ного мышления.

Эти методики обладают рядом преимуществ перед другими видами физической активности: они не требуют больших помещений и дорого­стоящего оборудования для занятий, могут проводиться с любыми возраст­ными категориями, что дает возможность внедрения их в дошкольном учреждении, помимо этого, занятия восточной гимнастикой являются прекрасным средством эстетического и нравственного воспитания. Бла­годаря их воздействию укрепляется здоровье, формируются красивая фигура, правильная осанка и энергичная походка, улучшается коорди­нация движений, вырабатываются сила воли, выдержка и уверенность в себе. Упражнения приучают занимающихся к каждодневному преодо­лению трудностей, повышают жизненный тонус и работоспособность, создают хорошее настроение.

Во время закаливающих процедур организм получает сигнал о том, что он попал в стрессовую ситуацию и необходимо под нее подстроиться. Таким образом, иммунная система привыкает к различным изменениям среды. Настраивается и терморегуляция организма, ведь у детей она еще далеко не совершенна. Организм учится не терять излишки тепла при охлаждении и наоборот, отдавать тепло, чтобы не перегреться. При периодических повторениях процедур организм постепенно привыкает и сразу же отвечает необходимой реакцией. Чем раньше начать закаливание ребенка, тем легче его организм будет переносить процедуры и тем эффективнее будет результат. К тому же, при закаливании ребенка, тренируется не только его тело, но и ускоряются реакции головного мозга.

Картинки по запросу хорошего отдыха надпись

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.